Под стрелой конкуренции

238

Россия и ее место в мировой конкуренции

texnikaНа сегодняшний день большую часть строительной техники Россия, как впрочем, и страны СНГ, импортируют из-за рубежа. Однако уже сейчас импорт в соотношении с производством отечественной спецтехники в период с 2007 по 2012 год возвращается на докризисный уровень ввоза продукции из стран мира.

Так, на четверть импорт состоит из японской техники, 20% приходится на китайских рынок и столько же на корейский. Дорожно-строительную технику по-прежнему приобретают в странах уже заработавших мировое лидерство в машиностроении: в США и Китае. Но в последнее время свои позиции укрепляют компании Южной Кореи, доля ее производства на сегодняшний день стремительно набирает объемы.

Но не стоит забывать и о еще одной тенденции: параллельно импорту стройтехники в Россию растет и доля производства отечественных машин. Российское автомобилестроение удерживает свои позиции в производстве бульдозеров и автогрейдеров. Однако иностранные компании по-прежнему держат лидерство в строительстве полноповоротных экскаваторов, экскаваторов-погрузчиков, а также фронтальных и телескопических погрузчиков. Российские предприятия по строительству спецтехники, в частности полноповоротных экскаваторов, занимают лишь 13% рынка.

Отечественные производители не могут в полной мере удовлетворить спрос на спецтехнику, поскольку большая часть произведенных машин – это закупленная в виде «конструктора» техника зарубежных предприятий. К слову, ее значительная часть приходится на зарубежные бренды Komatsu и Caterpillar.

Российское машиностроение только сегодня начинает приходить в себя после кризиса, который затронул весь российский рынок. Производство техники в России упало на 80%. При этом стоит отметить, что наибольший прирост сегодня показывают бульдозеры, а наименьший – экскаваторы.

В этом году намечен рост производства спецтехники в России. Выпуск экскаваторов, автогрейдеров и бульдозеров, по подсчетам специалистов, должен вырасти почти на четверть. В планах машиностроительных компаний выпустить 6,3–6,5 тысяч машин. Однако, несмотря на увеличение объемов производства на российском рынке машиностроения, импортируемой техники из-за рубежа все равно будет больше. Сдерживающим фактором здесь является утилизационный сбор. Налог на иностранную технику дает возможность развиваться отечественному производству, увеличивая стоимость зарубежных машин.

На передовую мирового машиностроения

Но даже при существенном количестве проблем в развитии машиностроительной отрасли и всего отечественного рынка, крупные российские фирмы считают, что для плодотворной конкуренции российскому производителю необходимо выходить на мировой рынок.

«Группа Газ» делает на свой проект «Спецтехника» большие ставки. По их задумке, дивизион должен войти в двадцатку передовых компаний мира, а уже в 2016 году войти в десятку лидеров.

Однако российские заводы, как и прежде, не в состоянии предложить потребителю технику на необходимом уровне. Как и 40 лет назад, в России от спроса отстает производство бульдозеров, катков для дорожного строительства, минипогрузчиков и другой спецтехники. Кроме того, на российском рынке небольшой выбор типоразмеров. Так, например, ОАО «Тверской экскаватор», который входит в «Группу ГАЗ».